1.jpg IMG_1777.JPG 7.jpg май 2013 020.JPG ФК.jpg

Для родителей

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мария Монтессори

"Помоги мне это сделать самому"

 

Мария Монтессори  

"Дети-другие" 

Януш Корчак

"Как любить ребенка"

 

 

 Пек Морган Скотт

"Непроторенная дорога"

 

 

Марк Гангор

"Смех - лучший помощник в браке" 

 

Юлия Гиппенрейтер 

"Общаться с ребенком. Как?"

 

 Юлия Гиппенрейтер 

"Как быть ребенком"

Джон Грей

"Дети с небес" 

 

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ

 

ЧТО ТАКОЕ МОНТЕССОРИ?

 

История педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду.

Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике дошкольного воспитания. Она доказывает, что взрослый не должен что-то делать за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно.

 

ВОКРУГ МНОГО РАЗВИВАЮЩИХ ГРУПП И СТУДИЙ. СДЕЛАТЬ ВЫБОР ОЧЕНЬ СЛОЖНО. КАКИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУПП, РАБОТАЮЩИХ ПО СИСТЕМЕ М.МОНТЕССОРИ?

 

В Монтессори-группах преобладает атмосфера доверия и спокойстия. Нет постоянно сменяющихся упражнений, заложенных в программу, темп которой скорее соответствует пониманию взрослого. Применяется индивидуальный подход. Ведь у каждого ребенка свой темп восприятия. Ребенок может выбирать себе занятие из 300-400 вариантов, а педагоги помогают детям справиться с выбранным делом. Это называется "свободная работа". Кому-то это напоминает лабораторию, кому-то муравейник.

Важнейшие элементы Монтессори-педагогики:

- подготовленная среда с развивающими материалами и возможностью их свободного выбора,

- особая роль педагога, как активного наблюдателя и помощника,

- создание атмосферы доверия, уважения и любви. 

 

ЧТО СПОДВИГАЕТ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ?

 

Выстраивая свою предметно-развивающую среду, М.Монтессори учитывала естественные потребности ребенка. Среда планируется прозрачной, красивой, гармоничной. Разбивка на зоны развития (практической жизни, сенсорную, математическую, языковую, естествознания и спортивную) имеет вполне определенное объяснение, связанное с особенностями психического развития малыша. Материал внешне привлекателен и расположен в зонах по схеме: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Ни один материал не повторяется и несет конкретную задачу. Контроль ошибок заложен в самом материале.

 

В ЧЕМ НАДО ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ?

 

В выполнении своей задачи самостоятельно. Наш девиз «Помоги мне это сделать самому».

Ребенок не утомляется во время свободной работы. Он растет и работа повышает его энергию. В отличие от взрослого, работа ребенка преследует иные цели: ребенок не следует закону наименьшей затраты сил, для него важна сама деятельность, а не результат.  Другое явное отличие между работами взрослого и ребенка состоит в том, что ребенок не хочет ни вознаграждения, ни уступок. Никто не может уменьшить усердие ребенка и сделать что-то вместо него. Если взрослый это осознает, то увидит иной смысл в действиях ребенка.

 

СУЩЕСТВУЕТ МНЕНИЕ, ЧТОО ДЕТИ В МОНТЕССОРИ-ГРУППАХ ДЕЛАЮТ, ЧТО ХОТЯТ И, В ИТОГЕ, СТАНОВЯТСЯ НЕУПРАВЛЯЕМЫМИ.

 

Свободная работа – это не вседозволенность. Свобода оберегается правилами, предложенными преподавателем. А стремление к порядку заложено у ребенка от природы.

 

ОБРАТНЫЙ ВОПРОС: «ПОЧЕМУ В МОНТЕССОРИ-ГРУППАХ ТИШИНА И ПОРЯДОК? ВСЕ ЗАНИМАЮТСЯ. ЧЕМ ВЫ ИХ ЗАПУГАЛИ»?

 

Это происходит потому, что люди увлечены своими занятиями. Любой ребенок внутренне стремится к нормализации, то есть хочет, чтобы ему было хорошо. Цель нормализации – достижение внутренней гармонии между тем, что ты хочешь и тем, что ты можешь. Конструктивная деятельность дает необходимые навыки, пищу для разума, радость. Появляется удовлетворенность и равновесие в поведении.

 

В СТУДИЯХ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ РАБОТА ПРОИСХОДИТ ВМЕСТЕ С МАМОЙ. КАКОВА РОЛЬ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ?

 

Малыш, попадая в наш мир, видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. У ребенка плохая координация движений. Он не уверен в себе. До двух лет его безопасность – это МАМА. Поэтому в группах для малышей от 9 месяцев до 3 лет предусмотрена работа вместе с мамой.

Предметно-развивающая среда включает в себя упражнения с водой, развитие руки, что связано с развитие интеллекта,  двигательных функций, всех органов чувств, речи, логики, творческого потенциала.

Роль педагога – активное наблюдение, помощь родителям в вопросах отношений матери и ребенка.

Роль родителя – создание психологического комфорта, территории взаимопонимания и любви.

И, просто, нет ничего интереснее, чем наблюдать за своими растущими малышами.

 

СУЩЕСТВУЮТ МОНТЕССОРИ САДЫ И ШКОЛЫ. ЕСТЬ ЛИ ПРОГРЕСС В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ?

 

В каждой группе детского сада от 3 до 6 лет, работающего по системе М. Монтессори и аккредитованного АМПР, обязательно существует слой ровесников, состоящий как минимум из двух мальчиков и двух девочек. Разновозрастность дает возможность пробовать себя в разных социальных ролях, избежать сравнения. Непосредственно, старшие в группе дети приобретают навыки общения, умения договариваться, решать проблемы самостоятельно, учатся руководить младшими и помогать им.

 

ТРУДНО ЛИ БУДЕТ РЕБЕНКУ В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ ПОСЛЕ МОНТЕССОРИ – САДА?

 

Трудно, как после любого сада. Привыкание к новому месту, новым людям, правилам дается непросто любому человеку. По крайне мере, им не придется затрачивать энергию на приобретение знаний, которые на начальном этапе они уже имеют. Они будут заниматься исключительно освоением в новой среде, что приведет к меньшему стрессу. Дети, пришедшие из садов Монтессори, отличаются большой общительностью и коммуникабельностью, становятся лидерами среди сверстников, так как обладают большим набором знаний в разных областях. Процесс познания для многих является образом жизни, потому что идет без принуждения.